Часто компании из-за различных обстоятельств вынуждены закрываться. Данный процесс трудоемок, так как требует обращения практически во все государственные фискальные и социальные органы – Пенсионный фонд, Налоговую инспекцию, органы социального страхования, к государственному регистратору. Также необходимо провести ряд процедур внутри предприятия – создание ликвидационной комиссии, составление баланса, оплата задолженности и закрытие счетов. Только после этого компании предоставляется статус ликвидированной.
Алгоритм прекращения деятельности компании выглядит следующим образом:
- решение ликвидировать предпринимательскую деятельность;
- организация комиссии по ликвидации;
- предоставление соответствующих документов о приостановлении работы фирмы или для передачи налоговым органам;
- закрытие всех финансовых счетов организации;
- обращение в фискальный орган, выписка по счетам;
- отправка штампов и печатей компании в соответствующие органы;
- сбор документации для ликвидации компании из реестра.
На начальном этапе необходимо принять решение о ликвидации. Данный процесс зависит от причин, из-за которых такое решение было принято. Если инициаторами выступают основатели фирмы, решение оформляется как протокол собрания всех соучредителей. Если же компания объявлена банкротом, протокол составляется судовыми органами.
Затем необходимо сформировать ликвидационную комиссию. Ее членов может назначить суд или соучредители предприятия.
Следующий этап ликвидации компании – установление сроков и составления плана ликвидации. Такой период не должен превышать 2 месяца со дня принятия решения о закрытии предпринимательской деятельности. Но если предприятие объявлено банкротом, такой срок может быть увеличен.
Перечень необходимых документов
Сперва целесообразно обратиться к госрегистратору и предъявить ксерокопию обращения о закрытии деятельности компании, а также чек, что подтверждает оплату госпошлины за организацию процесса ликвидации.
Затем нужно обратиться в налоговые органы и предъявить:
- решение об остановке деятельности компании и проведение комиссии по ликвидации;
- выписка о приостановке уплаты налогов (спецбланк №8-ОПП);
- форма № 4 – ОПП;
- подтверждение от госрегистратора, где подтверждается, что в централизованный реестр внесены соответствующие данные;
- бухгалтерский отчет, на составление которого отводится до 10 рабочих дней.
Следующий этап – закрытие всех счетов, которые отвечали за проведение торговых операций и финансовых сделок.
Затем следует проверка налоговой инспекцией. Именно этот этап один из самых затруднительных, так как инспекторы тщательно проверяют составление отчетностей за время деятельности компании, отсутствие задолженности кредиторам и государственным органом. После проверки компания получает заключение об отсутствии долгов. Стоит отметить, что срок ее действия такого документа составляет 2 месяца. Если его не передать в соответствующие органы, данную процедуру нужно будет повторить. После этого необходимо подать все документы в Пенсионный фонд.
Остальные документы передают в государственный архив, а печать – ликвидируется. Нормированных и специально установленных правил по уничтожению печати при этом не регламентируется.
На завершительном этапе ликвидации реквизиты аннулируются и направляются в МВД Украины, формируется заключение по окончанию деятельности юридического лица, а все документы передаются в государственный архив.