Для ликвидации первопричин неэффективности экономической политики в государстве и стимулирования экономического развития субъектов хозяйствования и государства в целом целесообразным представляется при проведении экономической политики пользоваться подходом, который базируется на взаимосогласованном, целенаправленном использовании инструментов основных направлений макроэкономики – налогово-бюджетного (НБ) и денежно-кредитного (ДК). Для обеспечения действенности механизмов реализации такого подхода предлагается применение следующих мер.
Во-первых
Необходима законодательная база для нормативно-правового обеспечения целостного и согласованного проведения однонаправленной экономической политики в ее основных направлениях – НБ и ДК. Что требует принятия правительством соответствующего закона о совместной разработке и утверждении Центральным Банком и Правительством Программы экономической деятельности на определенный финансовый период, что гарантировало бы взаимную согласованность основных параметров экономической политики для достижения единых экономических целей.
Во-вторых
В процессе принятия мер по обеспечению экономической безопасности государства для их разработки и реализации необходимо создать соответствующий комитет из представителей Правительства, Центрального Банка и Службы Безопасности Государства с полномочиями и заданиями по комплексности рассмотрения и решения проблем экономической безопасности государства средствами взаимного использования НБ и ДК рычагов.
В-третьих
Процедура разработки и предварительного рассмотрения законопроектов, касающаяся макроэкономической политики, должна осуществляться смешанными группами из членов комитетов Парламента по налоговому, бюджетному, денежному и кредитному регулированию. Что исключало бы рассогласование законодательных полей для НБ и ДК направлений экономической политики.
В-четвертых
Как отмечают эксперты, занимающиеся финансовыми и авансовыми отчетами, достижение определенных экономических целей, возможно отдельно взятыми или налогово-бюджетными или денежно-кредитными рычагами, но лишь в краткосрочном периоде. А в среднесрочном и долгосрочном, при неадекватности и несогласованности обеих групп рычагов, – разрушаются все предыдущие достижения с дальнейшим ухудшением общей экономической ситуации. Понимание этого законодательной и исполнительной ветвями власти и всеми звеньями исполнительной власти является принципиально необходимым.
В-пятых
Необходимо создание совместной согласительной группы из полномочных представителей Центрально Банка и Правительства для осуществления регулярного мониторинга-анализа влияния использования тех или иных рычагов НБ и ДК политики на общую ситуацию, адекватность направлений и степени принятых инструментов друг другу и общей экономической ситуации. А также целесообразности действия рычагов экономической политики, их параметров, продолжительности действия и характеристик конечных результатов их использования.
Как подтверждает практика зарубежных стран, использование НБ и ДК рычагов экономической политики во взаимосвязи и единой экономической направленности дает ускоренные результаты в достижении поставленных экономических целей.