Основные цели, которые определяют экономическую политику правительства, связаны с эффективностью и социальной справедливостью.
Если государственное вмешательство не может устранить проблемы, которые препятствуют выполнению условий фундаментальных теорем экономики благосостояния, то оптимальное размещение ресурсов не достигается. В таком случае применяется теория второго наилучшего (или квазиоптимума), которая была предложена Р. Дж. Лиспи и К. Ланкастером в 1956 г.: если одна из предпосылок оптимальности по Парето не может быть выполнена, тогда наилучшая из досягаемых ситуаций (вторая наилучшая) может быть получена лишь при отходе от других условий Парето.
Эта теория имеет серьезные последствия для критериев оценки экономической политики. Ведь в обществе всегда существуют какие-то препятствия для достижения Парето-эффективности.
- Во-первых, это ситуации несостоятельности рынка. Примером может быть дилемма ценовой регуляции естественных монополий, которая развязывается с позиций теории второго наилучшего.
- Во-вторых, сама государственная власть взысканием налогов создает отклонение от состояния Парето-эффективности, ведь почти все виды налогов ведут к искривлению цен сравнительно с эффективными ценами рыночного равновесия.
- В-третьих, искривление цен может вызывать торговая политика других стран, когда создаются препятствия для свободной торговли в виде импортных квот и пошлин (яркие примеры дает протекционистская политика США на рынках металлопродукции). Протекционистская политика собственной страны в сравнении с режимом свободной торговли также ведет к искривлениям цен и потерям в эффективности (это плата за достижение других целей государственной политики, о которой, к сожалению, часто даже не догадываются проводники такой политики).
Эксперт экономист Кредисов Вячеслав Анатольевич отмечает, что также могут возникать ограничения социально-экономического плана, которые некоторые экономисты называют “священными коровами”. Если население привыкло пользоваться некоторыми благами, на которые может быть установленная плата за пользование (парками, пляжами), безвозмездно, а с позиций Парето-эффективности плата была бы целесообразна, то установление такой платы может оказаться политически неосуществимым. В переходных обществах придется преодолевать безумное сопротивление заинтересованных лиц, когда некоторые регулируемые льготные цены и тарифы начинают отпускать или выводить на уровень эффективной цены.
Следовательно, концепция эффективности в экономической теории, невзирая, как на первый взгляд, на определенную затеоретизированность и оторванность от реальных проблем нынешнего времени, создает надежную почву для анализа государственной политики и государственного управления с позиций соответствия требованиям эффективности.