Сумма излишков производителей и потребителей на рынке образует совокупный (или общественный) излишек. Совокупный излишек измеряет сумму чистых выгод производителей и потребителей, если они соответственно производят и потребляют блага в неком объеме и по некой цене в соответствии с состоянием равновесия. То есть, это и есть совокупное благосостояние всех производителей и потребителей, которое формируется на конкурентном рынке в состоянии равновесия.
Можно также сказать, что общественный излишек численно измеряет суммарную эффективность отдельного рынка для производителей и потребителей; правда, эта эффективность не интересует нас как абсолютная величина; эта эффективность имеет значение лишь как своеобразный эталон, когда мы анализируем потенциальные потери эффективности при нарушении условий конкуренции на рынке или при государственном вмешательстве, которое ведет к изменению рыночной цены. Потому что любое отклонение производителей и потребителей от состояния равновесия при неизменных спросе и предложении (в частности, спровоцированное какой-то государственной интервенцией на рынке) ведет к уменьшению совокупного излишка и сокращению совокупного благосостояния.
Многие экономические новости и финансовые аналитики придерживаются мнения, что для анализа рынков и для анализа государственной политики существенными являются также исследования, будет ли состояние равновесия досягаемым в условиях саморегулируемого рыночного механизма, нуждается ли достижение равновесия в каком-то государственном вмешательстве? Будет ли это состояние стабильным, то есть будет ли экономическая система самостоятельно возобновлять состояние равновесия в результате каких-то возмущений (например, существенного подорожания энергоносителей на мировых рынках), нужна ли интервенция со стороны государства для стабилизации положения на рынке? Наконец, будет ли это состояние единственным? Ведь иначе, когда существует несколько состояний равновесия, будет существовать соответственно несколько разных систем цен и объемов благ, которые уравновешивают рынок. Подобный анализ позволяет определять, следует ли применить какие-то инструменты государственной политики, чтобы способствовать эффективному функционированию рынка, лучше ли воздержаться от вмешательства (если рассматривается лишь одна цель – обеспечение эффективности на этом рынке). Если же государственная политика преследует какие-то другие цели вмешательства, кроме поддержки рыночной эффективности, тогда понятие и концепции, которые были введены выше, позволяют оценить, сколько будет стоить такое вмешательство в терминах возможных потерь в эффективности.