Современный бизнес развивается стремительными темпами, но от него не отстают и государственные организации и целые системы. Так, банковская система в нашей шагает в ногу со временем и обслуживает всё большее количество сделок между бизнесменами, предприятиями и физическими лицами. Если раньше большинство расчётов осуществлялось непосредственно через кассу предприятия, то сегодня большая часть сделок сопровождается банковскими переводами.
Какие риски могут возникать при организации расчётов
Система расчётов на каждом предприятии имеет свою специфику, однако существуют и моменты, которые едины для всех организаций. Так, под расчётными операциями стоит понимать все перечисления и поступления денежных средств, которое происходит на счетах предприятия. Причем на счетах, имеется ввиду не только банковских, а и на бухгалтерских счетах, где отображается движение денежных средств.
Среди самых распространённых рисков, которые могут возникать при организации системы расчётов на предприятии можно выделить такие:
1. Риск не поступления платежа в качестве оплаты за отгруженный товар или оказанные услуги. Этому риску подвержены все предприятия и минимизировать его очень сложно. Согласно законодательству России все юридические лица должны осуществлять оказание услуг и отгрузку товаров согласно заключенным договорам.
В договоре же должны быть указаны все нюансы заключения сделки, а также сроки оплаты и поставки товара. Если такого документа не будет, то предъявить несвоевременную оплату покупателю в судебном порядке будет практически невозможно. Поэтому главным условием минимизации рисков неоплаты счета является сотрудничество только с проверенными клиентами и при наличии договора.
Однако случается и так, что оплата счета была осуществлена не вовремя не по вине плательщика, а по вине сотрудников банка или сбоя в банковской системе. Если этот момент принципиально важен, то можно предъявить иск банку, и взыскать ущерб за несвоевременную транзакцию. Обратим внимание, что при использовании самой популярной программы для учета и отчетности 1С в данном случае может понадобиться такая процедура как доработка 1С.
2. Риск несоответствия формы расчетов, указанной в договоре. Например, если в договоре указанно, что способ оплаты наличные средства, а плательщик осуществляет оплату на банковский счёт. Иногда случается так, что эти моменты являются принципиальными и тогда могут возникнуть проблемы у поставщика. Чтобы этого не случилось стоит оговаривать все нюансы в договоре и лично с представителями партнёрской организации.
Но если всё же факт свершился и партнёры не хотят отзывать платёж, то есть смысл составить дополнительное соглашение к договору, где указать дополнительные способы оплаты. Это необходимо для контролирующих органов власти (налоговой инспекции), дабы избежать начисления штрафов.
3. Риск нарушения законодательной базы государства, где функционирует предприятие. Покупатель может выписать документы с ошибочными данными, которые будут являться недействительными. Также может быть неверно зарегистрирована налоговая и тогда возврат НДС будет невозможен. За всем этим должны пристально следить бухгалтера и юристы предприятия, чтобы своевременно выявить ошибки и вовремя их исправить.
Что представляет собой аккредитив
В условиях множественных рисков и большого количества на рынке недобросовестных покупателей, предприниматели и предприятия давно ищут пути себя обезопасить. Одним из способов подстраховать себя является форма проведения расчетов через аккредитив.
Аккредитив представляет собой поручение банка или его гарантию того, что оплата за поставленную продукцию или оказанные услуги будет произведена в любом случае. При такой форме расчёта деньгами на специально открытом под аккредитив счёте может распоряжаться только банк, а не плательщик.
Деньги, которые будут обеспечивать гарантию оплаты счетов могут вноситься как непосредственно плательщиком, так и кредитными средствами, взятыми в этом банке. Существует ещё один вид аккредитива, когда он не покрывается плательщиком сразу, а осуществляется методом списания денег со счета, открытого банком в исполняющем аккредитив банке.
Эта форма расчётов очень привлекательна для многих бизнесменов, так как она является действительной страховкой от риска неплатежеспособности покупателя или его нежелания оплачивать свои счета. Причём аккредитив страхует не только поставщика, но и покупателя, который в случае возникновения претензий по качеству или срокам отгрузки товара может не производить подтверждение аккредитива.
Система расчетов на предприятии должна быть продуманной до мелочей, ведь в противном случае можно остаться банкротом. Поэтому главному бухгалтеру и юристу стоит разработать систему платежей так, чтобы они максимально страховали предприятия от всевозможных расчётных рисков.