Основным утверждением этой теории является то, что успешные в мировом масштабе предприятия одной отрасли (“global champions”) – это часто представители одной страны. Это утверждение означает следующее: предприятия отдельной отрасли определенной страны имеют особенно выгодные условия, которые дают им возможность действовать в международном масштабе и достигать конкурентных преимуществ в других странах сравнительно с местными предприятиями. По М. Портеру, эта способность зависит от четырех определяющих и двух дополняющих факторов, которые вместе создают “бриллиантовую” систему.
Факторные условия отображают позицию страны относительно важных факторов производства. Особенное значение в этом контексте имеют так называемые прогрессивные факторы, которые можно получать с помощью активных и долгосрочных инвестиций в гуманный и материальный капиталы. Основные факторы (сырье, полезные ископаемые) теряют свое значение или лишь краткосрочно играют важную роль, потому что их можно технически производить или заменить инновационным способом производства. В отличие от Д. Рикардо, Е. Хекшера и Б. Олина, М. Портер считает преимуществом страны то, что она обеспечивает конкурентные преимущества без наличия или при недостаточной обеспеченности основными факторами, потому что это предопределяет развитие инноваций и ведет к эффективному использованию ресурсов.
Условия предложения следует понимать как величину и вид внутреннего спроса, причем последний имеет большее значение. Высокий спрос порождает инновационное давление, которое является преимуществом для перспектив развития отрасли в целом. Конкурентных преимуществ можно достичь особенно тогда, когда внутренний спрос опережает структуру спроса других стран и таким образом предлагает предприятиям индикатор глобального развития. Как отмечают аналитики ресурса superzarabotki.com, величина внутреннего рынка играет большое значение лишь тогда, когда надо учитывать большие расходы на исследование и развитие, сильные эффекты “economies of scale”, частые изменения технологической парадигмы, высокую степень неуверенности.
Третьим определяющим фактором является наличие смежных и поддерживающих отраслей внутри страны, конкурентоспособных на международных рынках. Развитая отрасль снабжения комплектующих изделий в пределах государства часто является причиной международных конкурентных преимуществ, потому что благодаря этому смежные отрасли получают быстрее, дешевле и эффективнее доступ к факторам производства.
Четвертым определяющим фактором является предпринимательская стратегия, структура и конкуренция. Еще межкультурные исследования менеджмента указали на взаимосвязь между культурно-обусловленными стилями управления, организационными структурами и конкурентоспособностью определенной страны. Благодаря сильной конкуренции в пределах страны предприятия вынуждены интернационализировываться, превозмогать зависимость от основных факторов и искать прогрессивные и специализированные преимущества. Высокая интенсивность конкуренции дает возможность избежать последствий вмешательства государства, которые ограничивают инновации или ослабляют конкуренцию.
Рядом с вышеприведенными определяющими факторами опосредствовано влияют на развитие производства государства также и дополняющие. Случай может обусловить события, неподвластные предприятию (например, прорыв в технологиях, внешнеполитическое развитие или другие важные изменения в условиях внешней среды). Эти события могут изменить структуру отрасли и дать предприятиям определенной страны возможность вытеснить своих иностранных конкурентов. Государство может положительно влиять на четыре определяющих фактора “брильянта”, делая возможными структурные изменения и способствуя тому, чтобы высвобожденные таким образом факторы производства использовались более производительно и надежнее.
Особенной заслугой М. Портера является то, что он обобщил уже распространенные теории в одну концепцию, которая объясняет конкурентные преимущества государств, и эмпирически ее проверил. Недостатком этой теории является недостаточная теоретическая обоснованность, невысокая возможность прогнозирования и формирования стратегических рекомендаций. Дж.Даннинг критикует то, что в модели М. Портера не уделено достаточного внимания значению ТНК. Так, можно предусмотреть, что для предприятия, которое значительную часть стоимости создает за пределами родины, условия страны, где это предприятие имеет филиалы, по крайней мере так же влияют на его конкурентоспособность, как и условия своего государства. Поэтому “бриллиантовую” теорию М. Портера нужно рассматривать во взаимосвязи с теорией местонахождения.