Это самый слабый глобальный показатель в этой категории за четыре года и реальный сигнал о необходимости поиска новых рынков – особенно, если производители и ритейлеры рассчитывают на снижение сырьевых затрат.
Обзор неосвоенных рынков
Индонезия
Индонезия выглядит многообещающей. Годовой объем продаж драгоценностей и часов составляет около 100 миллионов долларов США, но есть доказательства растущего интереса к престижным ожерельям, сережкам и браслетам, а также к мужским высококлассным часам. Ведущие бренды Картье и Ролекс значительно усилили свои позиции в прошлом году. Возможно, это начало большой волны инвестиций нынешнего года.
Одним из барьеров, однако, является законодательство, которое требует, чтобы иностранные бренды сотрудничали с местными бизнесменами. Это сдерживало мировые бренды в прошлом. Однако сейчас различие в том, что такая возможность выглядит уже достаточно привлекательно.
Масштаб потенциала Индонезии проявляется в размере его потребительской базы высшего ранга с более чем 17 миллионами человек в социальном классе A (самая высокая группа дохода). Это примерно то же, что в Германии, Италии, Соединенном Королевстве и Франции вместе взятых. Кроме того, к 2020 году социальный класс A скорее всего расширится приблизительно на 1,5 миллиона человек. Центром потребления является Джакарта, составляя 90% продаж предметов роскоши в прошлом году.
Таиланд
Другим рынком с растущим потенциалом является Таиланд. Общий объем продаж ювелирных драгоценностей и часов увеличился на 11% в 2013 году, это лучший показатель за пять лет. Здесь ключевым является развитие элитной недвижимости – в частности, роскошные торговые центры и универмаги в Бангкоке.
Авторы бизнеса по продаже швейцарских часов http://www.luxgroups.ua/watch/hublot напоминают, что в 2015 году запланировано строительство нового роскошного торгового центра площадью 500 тысяч квадратных футов. Подобный проект вполне сможет превратить Бангкок в центр люксовых товаров и услуг будущего, конкурирующий с подобными в Гонконге и Сингапуре – специально для сверхбогатых туристов из Азии и Австралазии.
Ситуация в Индии и Бразилии
Положительных сдвигов в бразильской и индийской экономиках в данный момент не наблюдается. Экономика Бразилии топчется на месте в течение двух лет, и, в связи с предстоящими в этом году президентскими выборами, будущая макроэкономическая политика этой страны непредсказуема. В Индии уменьшение экономического роста соседствует с высокой инфляцией.
Однако, в то же время, производители потребительских товаров чувствуют повышение спроса на драгоценности и дорогие часы – такие покупки часто рассматриваются как долгосрочные личные инвестиции. И здесь, без сомнения имеются бесчисленные возможности для роста.
Индия
В Индии, особенно, есть растущий спрос на роскошные украшения и часы в городах первого уровня. За прошлые пять лет розничные продажи выросли со среднегодовой ставкой более 25%, самый высокий рост, замеченный где-либо в мире. Увеличения за следующие пять лет будут менее грандиозными, но, как ожидают аналитики, будут оцениваться двузначным числом. Единственным недостатком, однако, является недавнее увеличение тарифов на импорт золота.
Бразилия
Учитывая любовь бразильцев к шоппингу и их склонность к премиум-брендам, особенно в Сан-Паулу, удивительно, что рынок драгоценностей и часов еще не взлетел до значительных высот. В прошлом году общий объем продаж все еще не достигал 500 миллионов долларов США и был почти в два с половиной раза ниже, чем в Мексике. Не так уж много категорий в спектре потребительских товаров, где неравенство между Бразилией и Мексикой так высоко.
Проблема в Бразилии состоит из двух частей. Во-первых, есть поток люксовых изделий от неофициального сектора – например, из Сьюдад-дель-Эсте в Парагвае. Во-вторых, бразильские сверхбогачи имеют тенденцию делать значительную часть своих покупок за рубежом, – в США или в Западной Европе. Необходимо лишь убедить их делать эти покупки в своей стране. Чемпионат мира по футболу, который пройдет в Бразилии в июне и июле, является очень удобным моментом для этого, потому что большинство бразильских богачей, как ожидается, останутся на это время дома.
Китай
Продажи ювелирных изделий и часов в Китае увеличились на 4 миллиарда долларов за период между 2008 и 2013 годами (и еще на миллиард долларов в Гонконге). Ни один другой рынок даже близко не подошел к такому показателю в абсолютном выражении. Правда, этот скачок резко уменьшился к концу данного периода. Например, продажи мужских роскошных часов увеличились меньше, чем на 8% в прошлом году по сравнению с 36% два года назад (по фиксированным валютным курсам).
Проблема, конечно, состоит в том, что спрос на дорогие часы был подорван запретом на получение такого подарка. Однако, похоже, что рост спроса на женские драгоценности возвращается к уровню 2012 года. Действительно, после китайского Нового года (когда китайцы обмениваются подарками), отмечающегося 31-го января, появились данные о новом скачке продаж золотых драгоценностей и алмазных обручальных колец.
Китай, несомненно, будет основным рынком драгоценностей в скором будущем. Но, для престижных брендов, особенно часовых, уже созрели условия для уменьшения зависимости от Китая и освоения новых рынков за счет, в первую очередь, сравнительно более низкой цены драгоценных металлов, что существенно расширяет границы и возможности данного бизнеса. По-видимому, настал год более смелых глобальных инвестиций.