Поговорим сегодня об устройстве крыш домов в Киевской Руси
Интересный факт, что в древности на Руси крыши над срубом устанавливали без единого гвоздя.
Технология была такова, что у двух торцовых стен сооружали из чуть меньших обрубков бревен, они так и назывались – “самцы”. Затем на эти бревна пирамидально помещали достаточно длинные жерди, называюшиеся «дольники» или «слеги». Время от времени, термином самцы назывались и окончания слег, уходившие в стены. В любом случае вся поверхность кровли заимела от них свое наименование.
Придерживались следующих принципов – сверху вниз поперек в слеги врезали тонкий ствол деревьев, которые были срублены вместе с одним из ответвлений корней. Подготовленные стволы с корнями имели название «курицы» (из-за сходства оставленного корня с куриными лапами). Подобное ответвление корня, направленное к вверху, поддерживали выдолбленные бревна, носившие название «поток». В это место собиралась стекавшая с крыши жидкость. Затем сверху на курицы и слеги устанавливали широченные доски крыши, которые упирались нижними краями в подготовленные заранее паз потока. С большим вниманием и усердием перекрывались от дождей и непогоды верхние стыки досок – «коньки» (название сохранилось и до наших дней). Под этой конструкцией укладывалась толстая «коньковая слега», наверху был стык досок, подобно шапке, прикрывались выдолбленными снизу бревнами – «шеломом» или «черепом». К слову, чаще бревно это называлось «охлупнем» – от слова охватывает.
Крыли крыши в Киевской Руси достаточно разнообразными материалами. Это могла быть солома, увязанная в снопы (или пучки) и уложенная вдоль ската крыши, прижимаяся различнымижердями; и осиновые поленья на досках, как будто чешуей, укрывавшая дом в много слоев. Еще в более ранние древние времена крыли крыши даже дерном, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.
Самым же дорогим покрытием считался “тес” (доски). Само слово “тес” хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.