В основе системы работы автомобиля – двигатели внутреннего сгорания. Горючее сгорает, поэтому под капотом автомобиля всегда «жарко». Требуется постоянное охлаждение, и эту функцию в машинах выполняют радиаторы. Фактически, радиатор – ёмкость для воды, которая располагается перед двигателем. Вода в радиаторе охлаждается с помощью вентилятора или воздуха, обтекающего радиатор. К сожалению, именно в нашей стране автомобильные радиаторы выходят из строя чаще, чем в любой другой стране. Происходит это по разным причинам. Например, на быстрый износ деталей радиатора влияют резкие температурные перепады, коими славится большая часть территорий России. На наших дорогах причиной поломок радиатора могут стать грязь и мелкие камни. Часть «радиаторных» проблем можно решить самостоятельно.
Если беда произошла в пути, то автовладельцу ничего не останется, как засучить рукава и приступить к ремонту радиатора. Разумеется, кроме собственных умелых рук у запасливого хозяина должны быть необходимые инструменты, и ремкомплект. Он продаётся в автомагазинах, иногда на АЗС. В ремкомплект, как правило, входят шланги, трубки, хомуты, прокладки, термостойкий герметик. С таким набором автовладелец способен починить повреждённую решётку радиатора, устранить разрыв шланга и протечки в трубах.
Итак, если из-под капота идёт пар, необходимо немедленно остановиться: это значит, что перегрелся радиатор, или двигатель. Прежде чем приступить к определению характера поломки, нужно дать остыть радиатору, и антифризу. Если пытаться открыть бачок с тосолом «на горячую» – можно серьёзно обжечься. Однако, обнаружить течь, если двигатель не работает, очень трудно. Можно попробовать на несколько секунд завести мотор, и попросить кого-то посмотреть под капотом место возможной утечки.
Осмотр радиатора
Перед началом ремонта радиатора проверяется уровень охлаждающей жидкости. Напомним, что антифриз или тосол доливаются постоянно: примерно 1 литр на время от полугода до 9 месяцев. Если уровень жидкости уменьшается всё время, значит, течь в патрубках и радиаторе. Непременно нужно обратить внимание на эту изогнутую трубку – верхний патрубок. Он должен иметь одинаковый диаметр по всей длине. О неисправности предохранительного клапана свидетельствует мягкость патрубка при его сжатии с максимальной осторожностью – он может быть горячим. Разбухание резиновых уплотнителей тоже может стать причиной проблем в работе системы охлаждения. Это происходит в верхней части радиатора. К испарению охлаждающей жидкости может привести трещина, но трещины имеют свойство увеличиваться, и тогда жидкость будет не испаряться, а вытекать.
Обнаружив трещину в решётке радиатора, можно вместо охлаждающей жидкости залить смесь горчицы с водой. Если двигатель поработает на холостых оборотах, горчица разбухнет и заполнит мелкие трещины. На некоторое время радиатор можно считать герметичным. Ездить с горчицей в радиаторе долго нельзя! Вместо горчицы также можно использовать и сырое куриное яйцо. Прогрев двигатель смесью воды с яйцом, жидкость обязательно сливается. Для этого можно использовать и шланг, или, как подручное средство – целлофановый пакет. Потом нужно залить антифриз, или просто воду. Это тоже временная мера, обычно трещины запаивают, или клеят, используя «холодную сварку». Заливают мелкие трещины, дожидаясь полного отвердевания. С большими трещинами и дефектами справляются с помощью жестяных заплаток, которые тоже наклеиваются.
При повреждении шланга системы охлаждения можно обмотать место с трещиной изолентой. В качестве изолирующего материала подойдёт и презерватив – придётся им пожертвовать ради временного благополучия.
Степень охлаждения может существенно снизиться из-за засоров радиатора. В нём может скопиться пыль, пух тополей и другие мелкие частицы. Секции можно просто прочистить. При засорении патрубков охлаждающая жидкость сливается, радиатор промывается. После чего заливается свежий антифриз.
Рекомендации по ремонту медного радиатора
Повреждения медного радиатора также устраняют своими руками. Правда, пайка удаётся не всегда: поверхность предварительно приходится разогревать паяльной лампой, а уже потом использовать паяльник.
Когда течь дали трубки радиатора, то их следует просто с обеих сторон от протечки пережать. Места повреждений иногда заливают эпоксидной смолой, или герметиком. Этот участок в работе не участвует: жидкость по нему циркулировать не сможет, охлаждение ухудшится. Поэтому эта мера – до первой СТО.
Рекомендации по ремонту алюминиевого радиатора
Алюминиевый радиатор тоже можно отремонтировать самостоятельно. Для этого используется та же эпоксидная смола. Перед применением холодной пайки поверхность обезжиривается. После нанесения дожидаются затвердевания смолы, которая обеспечит необходимое рабочее давление в радиаторе. К сожалению, большие участки повреждения алюминиевых трубок можно устранять лишь пайкой с припоем. Применение сварки для алюминиевых радиаторов рекомендуется только при повреждениях толстостенных банок. Повреждённые трубки можно зажать, или залив специальным составом, исключая протечку.
Это временно
Очевидно, что причин поломки радиатора существует масса, и за их устранение не всякий специалист иногда возьмётся, уж не говоря об автовладельцах, не имеющих опыта ремонта автомобилей. И даже если решить вопрос прямо в дороге удастся, то это не значит, что путешествие будет продолжено, а проблема забыта. Любые попытки реанимировать, или отремонтировать радиатор – всего лишь по времени отдаляют приобретение нового.