Поговорим сегодня о первых больницах на Киевской Руси.
Итак, уже в 11 веке стали появляться больницы в монастыря. Другими же словами вошло о обиход такое понятие, как монастырская медицина. Еще в Никоновских летописях говорится, что в 1092 году под началом митрополита Ефрема были воздвигнуты больницы в Переяславе. Через некоторое время они были открыты и в Новгороде, Смоленске и многих других городах Киевской Руси. Упоминания о монастырских больницах упоминаются в монастырской хронике «Киево-Печерском патерике» (датируется 12 веком). В этом трактате упоминается о монахах, которые славились своими врачебными качествами. Под этим подразумевается «пречудный лечец» Антоний и его ассистент «преподобный Агапит», которые излечили внука Ярослава Мудрого, в будущем киевский князь Владимир Мономах. Сохранились предания о том, что князь Владимир позвал к себе Агапита, уже почти окончательно потеряв все надежды на выздоровление от тяжелейшего недуга. Но было одно но – Агапит никогда не покидал пределы монастыря. Таким образом, он не имел возможности прийти к князю, однако, передал ему свое зелье. Благодаря этому лекарству Владимир постепенно выздоровел. Затем, когда князь выздоровел, он захотел щедро отблагодарить опытного врача. Ему были переданы богатейшие дары. В свою очередь Агапит отдал дары знатного вельможи бедным людям.
Хочется отметить, что в княжеских и боярских дворах в Киевской Руси издревле работали личные врачи. Среди них были и местные и заграничные специалисты. Так в летописях 11-12 веков были сохранены сведения о враче-армянине, он был «хитр зело во врачевании». Именно у данного целителя, который умел ставить диагноз по внешнему виду и пульсу, лечились князья Всеволод и Владимир Мономах. В распоряжении черниговского монарха в 12 веке при дворе работал целитель Петр по кличке Сириянин.
Трактат «Киево-печерский патерик» подтверждает факты медицинских хитростях между Агапитом и «Ормянином», с одной стороны, и Петром Сириянином, с другой.
Также интересно знать ,что в хрониках Киево-Печерской лавры есть упоминия о «преподобном Алимпии». Его особенность заключалась в том, что он лечил мазями больных после тех случаев, когда их не смогли вылечивать «волхвы и неверные люди».