Уважаемые граждане! Уважаемый коллектив Министерства!
Убежден, что на текущий момент нет ничего важнее, чем остановка дальнейшей эскалации конфликта, обеспечения национального примирения граждан, сохранение стабильности национальной экономики.
Воплощая реформы в экономической сфере, необходимо действовать взвешенно, руководствоваться не эмоциями, а рациональным анализом.
В частности, принимая решение о дальнейшем развитии налоговой и таможенной сферы, необходимо учитывать, что на текущий момент полностью завершена интеграция налоговой и таможенной служб в Министерство доходов и сборов Украины. Что это означает на практике? Что объединены налоговые и таможенные информационные базы данных, сформирована единая организационная структура на центральном и региональном уровнях, создан четкий механизм функционального взаимодействия и распределения обязанностей.
Кроме того, интегрированный налоговый и таможенный аудит, сформирован единый действенный подразделение для борьбы с налоговыми преступлениями и контрабандой. Разработаны и внедрены передовые IT-технологии, позволяющие комплексно контролировать процесс поступления налогов, сборов и таможенных платежей в бюджет. Наконец, создано единое сервисное пространство, внедрен клиентоориентированный подход в налоговое и таможенное администрирование. На сегодня Министерство доходов и сборов Украины – это единый комплексный организм, и решение о его ликвидации и выделения налоговой и таможенной служб будет исключительно негативные последствия.
Уверен, реорганизация Министерства не только поставит под угрозу стабильность и скорость наполнения бюджета и, как следствие, стабильность получения гражданами пенсий, социальных выплат, финансирование социальной инфраструктуры, но и станет негативным сигналом для инвесторов и бизнеса, для которых Министерство за последний год стало фактически «единственным окном» из всех налоговых и таможенных вопросов.
Принимая решение о дальнейшей судьбе Министерства, следует в первую очередь думать о том, как сохранить и приумножить те положительные инновации, которые были воплощены в жизнь в налоговой и таможенной сфере за последние два года.
Во-первых, вместо устаревших бюрократических учреждений сегодня по всей стране работает более пятисот центров обслуживания плательщиков, где граждане и предприниматели получают профессиональные консультации, квалифицированную поддержку, налоговые услуги. На всех таможенных пунктах страны воплощены качественно новые стандарты проведения таможенных процедур, в основу которых положены сервис и оперативность.
Сам процесс предоставления налоговых и таможенных услуг переведен на качественно новую технологическую основу – электронный дистанционный документооборот. Электронными услугами Министерства на сегодня пользуются более 92% налогоплательщиков и 82% субъектов внешнеэкономической деятельности. Нам также удалось провести максимальную электронизацию услуг по уплате единого социального взноса, причем в достаточно короткие сроки.
Во-вторых, мы направили свои усилия на поддержку предпринимательской инициативы, упрощение бюрократических процедур по регистрации и закрытия бизнеса, создание качественно новых условий для работы на упрощенной системе налогообложения. Благодаря внедрению ряда позитивных инноваций в целом на упрощенной системе сегодня работают почти 1,5 млн. предпринимателей.
В-третьих, за эти последние два года нам удалось навести порядок в вопросе возмещения НДС. Государство больше не накапливает долги перед предприятиями, а, наоборот, сокращает отрицательное сальдо. Создана и функционирует эффективная система автоматического возмещения НДС, запланирован ряд шагов по ее совершенствованию, которые должны быть воплощены в жизнь в ближайшее время.
В-четвертых, Министерству удалось поднять на качественно новый уровень работу по детенизации экономики, борьбы с уклонением от налогообложения и финансовыми преступлениями. Для этого были внедрены передовые ИТ-технологии, повышенная роль аналитической работы, объединенные налоговые и таможенные базы данных, личный состав подразделений налоговой милиции сокращен на треть. Это позволило существенно уменьшить административное давление на бизнес, сократить количество ежегодных плановых проверок в четыре раза.
Принят по инициативе Министерства закон о трансфертное ценообразование позволяет прекратить бесконтрольный вывод необлагаемых капиталов в оффшорные юрисдикции. Количество экспортных операций с оффшорами уже сейчас сократилась в семь раз. Украина присоединилась к международному сотрудничеству в сфере глобального обмена информацией и совместного расследования налоговых махинаций.
Новые технологии на таможне позволили перекрыть распространенные ранее контрабандные схемы и одновременно сократить количество досмотров грузов.
И, наконец, не самым результатом работы Министерства я лично считаю тот факт, что граждане, бизнес действительно стали полноправным действующим субъектом государственной политики в сфере налогового и таможенного регулирования. Мы положили в основу своей деятельности открытость и диалог. Мы поставили себе цель сделать отношения государства и бизнеса равноправными, основанными на взаимном уважении и балансе интересов.
Каждую законодательную инициативу Министерства, каждый проект реформы мы выносили на обсуждение с членами общественных советов по всей Украине. В прошлом году при участии руководителей и владельцев крупнейших отечественных и иностранных предприятий, работающих в Украине, при Министерстве был создан Инвестиционный совет. Хочу поблагодарить всех участников этих советов, всем экспертам, общественным деятелям, нашим украинским и международным партнерам за плодотворную работу над решением текущих и долгосрочных вопросов налоговой и таможенной политики. Уверен, эта практика должна быть сохранена.
В частности, важным шагом для упрощения условий ведения бизнеса должно стать решение вопроса таможенной стоимости, перенос процедуры ее определения на стадию пост-аудита. Эту реформу возможно воплотить в жизнь только если налоговые и таможенные инструменты будут сконцентрированы в одном ведомстве.
Я искренне убежден, каким бы ни было бурным настоящее, мы всегда ответственно думать о будущем. Поэтому в своей работе Министерство уделяло и, я уверен, будет уделять большое внимание формированию высокого уровня налоговой культуры, особенно среди молодежи и школьников. Например, по нашей инициативе основы налоговых знаний начали преподавать в школах и высших учебных заведениях.
Это дает надежду, что новые поколения украинской ставить уплату налогов на один уровень с другими гражданскими обязанностями. Что налоги будут платиться не по страхом наказания, а с четким осознанием значения своего вклада в общее благосостояние.
Я, как министр доходов и сборов Украины, сделал все от меня зависящее, чтобы дать жизнь этим важным преобразованием в налоговой и таможенной сфере.
Я искренне благодарю представителям бизнеса, инвесторам, гражданам за понимание и за готовность к диалогу, за активную гражданскую позицию и социальную ответственность. Вы неоднократно доказывали, что заботитесь не только о своем бизнесе, но и о своей стране.
Я благодарен представителям гражданского общества, работникам СМИ. Вы создали пространство публичного диалога, в котором прозрачно создавалась государственная политика в налоговой и таможенной сфере.
Я хочу выразить свое глубокое уважение и благодарность коллективу Министерства доходов и сборов Украины и его территориальных органов за вашу кропотливую упорный труд, за вашу самоотверженность, профессионализм, патриотизм.
Верю, что все достижения в налоговой и таможенной сфере будут сохранены и приумножены на благо Украины и ее граждан. С любовью и уважением к государству и его граждан я делал и в дальнейшем делать все от меня зависящее для согласия и процветания нашей Украины.