Представители ГНСУ еще летом 2012 года на июньской онлайн пресс-конференции рассказали о создании нового сервиса – «электронного кабинета», в котором каждый налогоплательщик сможет осуществлять через интернет различные фискальные операции – платить налоги и отчитываться об этом перед ГНСУ. При этом заверили, что все услуги, предоставляемые предпринимателям, будут бесплатными.
Налоговая служба Украины откровенно порадовала своей июньской новацией – бесплатной выдачей всем субъектам предпринимательской деятельности ключей электронной цифровой подписи. Это стало хорошим стимулом ускоренно развивать онлайн технологии. Без сомнения, реализация инициативы создания электронного кабинета сделает взаимоотношения налогоплательщика с государством по-настоящему цивилизованными. Так что скрывается за дверью нового кабинета?
«Электронный кабинет налогоплательщика» – это web-сервис с авторизованным доступом к персональной страничке пользователя. Открыв «кабинет» на своем персональном компьютере или смартфоне, пользователь сможет, находясь дома, на работе или на отдыхе, бесплатно получать услуги от Налоговой службы.
Планируется, что перечень этих услуг будет таким:
• оплата налогов через интернет,
• подача отчетности и других документов в электронном виде
• контроль каждого этапа прохождения электронных документов в инстанциях
• получение электронных уведомлений о завершении каждой процедуры
• получение информации о состоянии расчетов с бюджетом по лицевому счету
• получение консультаций в онлайн режиме
• обновление учета данных налогоплательщика в налоговой инспекции
• возможность записаться на прием в налоговую инспекцию через Интернет (для подачи документов, прохождения разрешительный процедур, личных консультаций и т.п.) посредством «электронной очереди».
Для удобного и защищенного доступа к электронному кабинету будет использоваться персональная смарт-карта налогоплательщика – «электронная карточка». Она станет ключом к электронному кабинету, носителем электронной цифровой подписи пользователя и другой полезной информации. С помощью электронной карточки, имеющей много степеней защиты, можно будет безопасно платить через Интернет налоги и получать информацию о налоговой задолженности, подавать отчетность, вносить в нее изменения и обеспечивать актуальность данных об объекте налогообложения. Электронная карточка обеспечит доступ к системе клиент-банк для осуществления платежных операций со своего текущего счета, избавляя налогоплательщика от необходимости предъявлять бумажные документы.
Наконец, электронная карточка в ближайшей перспективе станет мобильным контролером расчетных операций, регистрируемых кассовыми аппаратами. Это значительно упростит предпринимателям хранение отчетной документации, созданной ЭККА.
Аналогичные сервисы уже действуют в России, Республике Беларусь, Казахстане. Нам же осталось подождать до конца 2013 года, когда украинским предпринимателям начнут выдавать пластиковые электронные карточки для доступа в персональный электронный кабинет. Надеемся, что эта процедура станет тоже бесплатной, как и получение ключей ЭЦП.
Пока открывают Электронный кабинет
Не секрет, что сдавать электронную отчетность можно уже и сейчас. Есть несколько программ, одни из которых могут готовить отчетность (OPZ), другие ее сдавать (бесплатная программа «ДПС Захист звітності»), третьи – могут и то, и другое. К третьей наиболее продвинутой группе сервисов относятся- онлайн бухгалтерия iFin, онлайн сервис для ФЛП ТАКСЕР, программы Медок, Арт-Звит и др.
Нет сомнения, что программы, выполняющие за предпринимателя основные рутинные операции, будут всё более востребованы им. Особенно бесплатные. Это понимают и разработчики основных онлайн сервисов в Украине. Двигаться в таком направлении их подталкивают инициативы государства.
Каждый предприниматель, получая ключ ЭЦП, становится электронным налогоплательщиком. Свой электронный кабинет он можно открыть прямо сейчас, зайдя, например, на сайт ifin.ua и подключившись к онлайн бухгалтерии iFin.
Многое из того, что планирует создать Налоговое ведомство, здесь уже реализовано. Онлайн сервис дает возможность готовить электронные документы, вести электронный склад, создавать электронную отчетность и сдавать ее, подписывая электронной подписью. Все этапы прохождения электронного документа, который подан в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд или статистическое управление, контролируется системой, фиксируя в программе статус документа. Для гарантированного подтверждение прохождения процедуры, контролирующий орган высылает электронное уведомление, которое тут же обрабатывается в онлайн программе.
Разработчики облачных сервисов не стоят на месте, ожидая, что предложит налогоплательщику государство. Уже в ближайшие месяцы, как заявили создатели онлайн бухгалтерии iFin, в системе будет реализована функция автоматического генерирования платежных документов и оплата налогов непосредственно из интерфейса программы.
Хочется верить, что создание электронного кабинета приведет не к созданию электронных очередей, а стимулирует в Украине развитие удобных и полезных сервисов.