Игорь Билоус отметил: «Сегодня налоговая нагрузка на зарплатные доходы в Украине является крупнейшей в Европе. Следствием этого является миграция заработной платы в тень».
Все прекрасно понимают, что на данной стадии 70% -80% бизнеса или доплачивает, или полностью платит работникам зарплату в конвертах. По оценкам ГФС Украины, ежемесячные теневые доплаты составляют 20-50 миллиардов гривен. Данный факт говорит о черном рынке наличных средств, который никем не контролируется, его не способен отследить НБУ. Именно из этих денег платятся взятки. А массовая конвертация теневых денег в доллары, спровоцированная паническими настроениями, способна стремительно «обвалить» гривну.
Глава налоговой заявил, что в зарплатных налогах доля единого социального взноса, взимаемого с работодателя, намного больше по сравнению с налогом на доходы, который платит работник. Именно поэтому, по его мнению, реформа ЕСВ может выполнить роль локомотива, который вытянет экономику страны с теневой зоны.
«Главная наша идея воплощена в правительственном законопроекте« О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда », – значительное, в 2,5 раза, сокращение налоговой нагрузки на ту часть зарплаты, которую большинство работодателей выводят из наличного обращения и раздают в конвертах, – отметил Игорь Белоус. – При этом, чем больше будет легальная оплата труда наемного работника, тем меньше окажется усредненная ставка ЕСВ на всю сумму зарплаты. Это будет мотивировать топ-менеджера предприятия не только легализовать, но и повышать оплату труда ».
Руководитель Государственной фискальной службы Украины обращает внимание на то, что с неофициальной части заработной платы работодатель не осуществляет легальные платежи в фонды общеобязательного государственного социального страхования. Вместе с тем, он платит немалый теневой налог, который включает расходы на услуги конвертационного центра, на охрану, хранения и транспортировки наличных, на доплату бухгалтеру за теневые операции. В среднем, по подсчетам ГФС, такой теневой налог составляет не менее 18% от суммы «конвертируемой» зарплаты.
«Мы предлагаем работодателям оплатить меньше – 15% -16% от той части зарплаты, которую они сегодня вкладывают в конверты, а кроме этого – спокойную, легальную работу без боязни применения штрафных санкций», – подытожил Игорь Билоус.