23 марта 2015 года Игорь Билоус написал заявление на увольнение. В Кабинете министров Украины его приняли.
Ниже приводится официальное заявление уже экс-председателя Государственной фискальной службы Украины Игоря Белоуса касательно его увольнения.
В это непростое для государства и народа Украины время все государственные институты должны работать скоординировано, согласованно, на основе взаимного доверия и высокой коллективной ответственности за конечный результат. Любое внутреннее противостояние негативно сказывается на эффективности совместной командной работы. Когда в стране война, когда страна находится в зоне экономической турбулентности, нет времени на перетягивание каната.
Неделю назад меня официально ознакомили с актом по результатам служебного расследования деятельности руководства ГФСУ, судя по которому правительственная комиссия не имела серьезных претензий лично ко мне. Негативные факты, изложенные в акте, прежде касались деятельности первого заместителя и заместителя председателя ГФСУ. Тем не менее, в сложившейся ситуации, я считаю целесообразным отказаться от должности Председателя Государственной фискальной службы.
Практически месяц в ГФС проходила длительная проверка. Отстранение всего руководства службы от выполнения полномочий крайне негативно сказалась на общей деятельности ведомства, на управляемости прежде всего тех подразделений, в которых правительство, бизнес и общество имело больше всего нареканий. Впрочем, нам удалось удержать ситуацию под контролем.
Хочу поблагодарить председателя, членов комиссии по служебному расследованию и всех, кто принял участие в ее работе. Профессиональный, непредвзятый анализ практики деятельности налоговых и таможенных органов, осуществлен комиссией в чрезвычайно сжатые сроки, заслуживает высокой оценки. Учитывая широкий круг специалистов, которые способствовали работе комиссии, фактически удалось получить дополнительный эффективный канал обратной связи и с Правительством, и с народными депутатами, с бизнесом и общественными институтами. Уверен, что выводы и рекомендации комиссии помогут скорректировать план действий по реформированию системы администрирования налогов, сборов и платежей, с перестройки деятельности Государственной фискальной службы.
В течение последнего года ГФС, которую я возглавлял, успешно выполняла свою главную задачу – обеспечение доходной части бюджета. А в январе-феврале 2015 года – добилась значительного превышения плановых показателей поступлений в государственную казну. При этом мы исключили такие инструменты, как усиление давления на бизнес. Нашим главным резервом в наполнении бюджета была борьба с теневой экономикой.
Также уже очевиден результат изменений в упрощенной системе налогообложения, которые вступили в силу с начала этого года. По итогам первых двух месяцев поступления в бюджет от единого налога выросли на четверть по сравнению с январем-февралем прошлого года. И это при том, что ставки единого налога была снижены в полтора-два раза. Это имеющийся эффект от либерализации налоговой системы.
Уверен, в скором времени будет результат и от действия закона об уменьшении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, принятого ВРУ 2 марта 2015 года. Этот законодательный акт, который мы разрабатывали совместно с группой народных депутатов, упрощает применение плательщиками сниженной ставки единого социального взноса (ЕСВ). Поэтому постепенно будут легализоваться зарплаты, дававшиеся в конвертах. И, что не менее важно, сократим спрос на неучтенные наличные средства, в которых нуждались теневые доплаты.
А уже с середины текущего года практически исчезнет и предложение теневой наличности, которая до сих пор подпитывает параллельную экономику, коррупцию и взяточничество. С 1 июля 2015 в полном формате должен заработать система электронного администрирования НДС, проработана нами в тестовом режиме. Она положит конец манипуляциям и преступными схемам, по которым из бюджета воровали в 70 миллиардов гривен в год.
Ход событий лишний раз убедил меня: в работе ГФС роль личности надо максимально минимизировать. Не конкретный человек и фамилии руководителей должны определять эффективность деятельности службы. Ее должны обеспечить сильная и продуманная структура. Службе нужны новые функции, адаптированные к современным задачам и текущих вызовов. А главное – преданный делу, профессиональный и мотивированный персонал.
Необходимо готовить и проводить коренную структурную перестройку ГФС. Надо радикально менять формат отношений налоговых и таможенных органов с плательщиками, ограничить физические контакты, проводить максимальную автоматизацию процессов и электронизации сервисов. Только при этих условиях можно победить коррупцию, положить конец теневым схемам, построить настоящие партнерские отношения с налогоплательщиками.
За год работы на государственной службе я осознал и успел привыкнуть к огромной ответственности, возложенной на меня государством и обществом. Спасибо за доверие Президенту, Премьер-министру, Верховной Раде, всем моим коллегам, каждому из вас. Надеюсь, что начатые мной и моей командой реформы будут завершены и принесут пользу Украине.
Обещаю все приобретенный за этот год опыт применить для процветания Украины – как бизнесмен, как гражданин, и, вероятно, как общественный деятель.